Россиянин с видом на жительство в Украине решил вернуться в Россию и получил 14 лет заключения; силовики забрали у него телефон на границе и нашли там переводы «для нужд ВСУ»
Осужденный по обвинениям в государственной измене и финансировании терроризма Семен Кравченко рассказал, что сотрудники ФСБ задержали его на границе по возвращении в Россию, а дело возбудили из-за переводов, которые тогда нашли в телефоне. Заключенный сообщил об этом в письме, которое пересказывает проект «Поддержка политзаключенных. Мемориал».
В начале российского вторжения в Украину Кравченко жил в поселке Эсмань в Сумской области — у мужчины с 2008 года был постоянный вид на жительство в Украине. В первые недели российские войска оккупировали этот поселок, и Кравченко решил отдать все свои ценные вещи, включая банковскую карту и телефон, другу и родственнице, пишет он из заключения. Позднее друг сказал Кравченко, что сделал с его карты два перевода по 500 гривен на помощь Украине, утверждает мужчина. По его словам, он не придал этому значения.
В мае 2022 года Кравченко уехал в Словакию. Перед этим он вместе с другим другом — Виталием Чайкой — сделал еще один перевод. По словам россиянина, эти деньги ему фактически не принадлежали.
Кравченко рассказал, что в 2021 году они с Чайкой «решили сделать совместный медиапроект». По его словам, Чайка был «спонсором» и ежемесячно отправлял другу по 500 евро, при этом у Чайки был доступ к его аккаунту в украинском Monobank, и уже в Словакии он продолжил делать переводы с карты Кравченко. Куда именно, осужденный не уточняет.
В 2024 году Кравченко переехал в Норвегию. «В Норвегии мне было тяжело жить. Я поддерживал связь со своей родной сестрой проживающей в г. Севастополь, в котором живут мои родители, 3 сестры родные и 6 племянников. Сестра уговорила меня приехать», — написал мужчина.
На границу с Россией Кравченко приехал 12 ноября 2024 года. По его словам, пограничники вызвали сотрудников ФСБ «для фильтрационных мероприятий» из-за его вида на жительство в Украине и отсутствия регистрации в России с 2008 года. Судя по письму мужчины, у него забрали телефон, в котором нашли «фото, связанное с войной» и антироссийские сториз украинских друзей в фейсбуке. После этого Кравченко отвели в комнату без камер, ударили в живот, дали подзатыльник и заставили на видео говорить «слова поддержки РФ», утверждает россиянин.
Затем силовики потребовали у Кравченко пароль от приложения Monobank и нашли там 13 переводов, которые ФСБ посчитала военной помощью Украине. Мужчину отвезли в город Никель и убедили подписать признательные показания. По словам Кравченко, силовики били и угрожали ему, а также обещали, что в случае признания мужчине грозит лишь штраф в 15 тысяч рублей.
Кравченко провел в Никеле под конвоем трое суток. 15 ноября его доставили в изолятор временного содержания в Мурманске, где на следующий день суд отправил его в СИЗО. Уже 26 ноября мужчину включили в список «террористов и экстремистов» Росфинмониторинга.
Приговор Кравченко Северный флотский военный суд огласил в августе 2025 года. Ему вменили 13 переводов на сумму около пяти тысяч рублей «для нужд Вооруженных сил Украины» и еще один перевод — на покупку военного автомобиля для «Азова». Мужчину приговорили к 14 годам лишения свободы. Первые три года он должен провести в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима. В январе 2026 года Апелляционный военный суд утвердил этот приговор.