Суд в Ростове дал 15 лет одному из админов телеграм‑канала про Мелитополь; их обвинили в сборе данных для удара по зданию ФСБ
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил гражданина Украины Владислава Гершона к 15 годам лишения свободы, сообщили «Медиазоне» в пресс-службе суда. Первые три года украинец проведет в тюрьме, остальной срок — в колонии строгого режима. Суд признал его виновным в шпионаже, участии в террористическом сообществе и совершении теракта со значительным имущественным ущербом в составе организованной группы (статья 276, часть 2 статьи 205.4, пункты «а» и «в» части 2 статьи 205 УК). Прокурор запрашивал для Гершона 18 лет заключения. Дело рассматривалось в закрытом режиме из-за наличия гостайны в материалах.
27-летний Владислав Гершон был одним из администраторов телеграм-канала «Мелітополь це Україна». Следствие считает, что по заданию ГУР они просили подписчиков сообщать через бот обратной связи о скоплениях российских военных и техники, а потом передавали информацию украинским разведчикам. Как выяснила «Медиазона», Гершона обвиняли в том, что вместе с другими админами — Денисом Глущенко, Александром Малышевым, Максимом Рупчевым и Яной Суворовой — он навел украинские ракеты на здание мелитопольского колледжа на проспекте 50-летия Победы, где располагались управления Росгвардии и ФСБ по Запорожской области. 27 марта 2023 года ВСУ ударили по колледжу из системы HIMARS. По сведениям «Медиазоны», ни один человек в здании не пострадал, силовики эвакуировались, как только в городе объявили ракетную опасность.
Назначенный Россией врио запорожского губернатора Евгений Балицкий, комментируя обстрел, назвал колледж «абсолютно мирным объектом» и добавил: «Слава богу, не было учебного процесса, это было рано утром, нет "двухсотых"».
Позже ту же версию повторили сотрудники «Вестей» в сюжете о мелитопольской «агентурной сети»: «До начала занятий оставалось полчаса — чудом обошлось без жертв. 30 минутами позже могли погибнуть студенты, один из которых — родной брат Малышева».
Владислав Гершон. Фото: личный архив
О задержаниях администраторов местных телеграм-каналов в оккупированном Мелитополе ФСБ отчиталась в конце октября 2023 года. По утверждению спецслужбы, каналы «Мелітополь це Україна» и «РИА- Мелитополь» использовались «для сбора разведывательной информации и оказания психологического воздействия на жителей региона». В сюжете об «операции против агентурных групп украинских спецслужб», который «Россия 24» показала 29 октября, можно видеть и оперативную съемку задержания Гершона: лицо заблюрено, но его несложно узнать по татуировкам на руках.
Кадры задержания Владислава Гершона из сюжета «России 24»
На самом деле задержали молодого человека двумя месяцами ранее, сказала «Медиазоне» его мать Наталья.
«Его забрали 20 августа 2023 года. Где-то около двенадати — половины первого ночи пришли в дом. Кроме него дома была одна бабушка. Провели обыск, его забрали. И два месяца мы о нем вообще ничего не знали. Только через два месяца на связь вышел адвокат, которого дали бесплатно. А в деле написали, что его задержали в октябре», — говорит мать украинца.
По ее словам, в Мелитополе тогда ходили слухи, будто за одну ночь российские силовики задержали то ли 50, то ли 100 человек, однако «сейчас пишут о нескольких, которых забирали в ту ночь».
Кроме Гершона, Глущенко, Малышева, Рупчева и Суворовой 20 августа 2023 года в Мелитополе задержали еще как минимум троих человек, связанных с городскими медиа и телеграм-каналами. Это бывшая журналистка «РИА-Мелитополь» Анастасия Глуховская, администратор одноименного телеграм-канала Георгий Левченко и Марк Калиуш, которого российские силовики связывали с каналом «Мелітополь це Україна».
Ранее, в мае 2023 года, в Мелитополе задержали бывшую журналистку Ирину Левченко и ее мужа Александра. Мужчину через год отпустили, пишет «Радио Свобода», а журналистку содержат под стражей в Донецке. Ее процессуальный статус неизвестен.
Точной информации о том, где и в каком статусе находится Анастасия Глуховская, нет до сих пор.
Марку Калиушу суд в Ростове назначил принудительное лечение в психиатрическом стационаре, 24 августа он вернулся в Украину по обмену. В интервью после освобождения Калиуш говорил, что его пытали током, избивали и заставляли петь гимн России.
Георгию Левченко Запорожский областной суд в оккупированном Мелитополе назначил 16 лет строгого режима. В пресс-релизе суда сказано, что он собирал и передавал украинской разведке «данные о местах дислокации воинских подразделений ВС РФ, по которым впоследствии готовился ракетно-бомбовый удар со стороны ВСУ». Следствие квалифицировало это как госизмену — дела по этой статье могут возбуждать только против граждан России.
Несмотря на то, что следствие считает админов канала «Мелітополь це Україна» членами одного «террористического сообщества», дела Гершона, Рупчева, а также Глущенко и Малышева были выделены в отдельные производства, суд в Ростове рассматривает их порознь. Дело в отношении Яны Суворовой в суд пока не поступало.
Мать Владислава Гершона сказала «Медиазоне», что молодой человек страдает «аномалией почек» — «одна нормально развита, а вторая не работает».
Судьбе задержанных российскими оккупационными властями мелитопольских медиаактивистов и журналистов посвящено расследование «Репортеров без границ».