Иллюстрация: Борис Хмельный / Медиазона
В конце октября в поезде Петербург-Белгород произошел конфликт между начальником состава и военным, не ставшим оплачивать дополнительный багаж — с «подарками» для участников «СВО». Обычный, казалось бы, спор закончился тем, что о «неуважении» к военному гневно написал один из Z-каналов, после чего руководство РЖД извинилось перед «высокопоставленным офицером», а начальника поезда понизили до проводника. «Медиазона» узнала об этой истории от коллеги попавшего в скандал сотрудника РЖД и рассказывает подробности конфликта.
«Где РЖД набирает подобных руководителей?» — так начинается уже удаленный пост в Z-канале «Лаврентий Павлович», опубликованный там 31 октября. Автор пишет, что ему «только что» написал «друг — высокопоставленный офицер из группировки "Север"», который едет «в зону проведения СВО» на поезде № 029 «Петербург-Белгород», и рассказал о конфликте с начальником поезда.
«Купе досталось на втором этаже с отсутствием верхней полки для груза. Взял с собой коробку с подарками для военнослужащих принимающих участие в СВО, так как коробка не поместилась в купе, поставил ее в тамбуре так, чтобы она не мешала пассажирам», — цитировал Z-канал самого военного.
Вскоре в купе зашел начальник поезда Матвей Шумейко — телеграм-канал опубликовал фото его визитки, а обиженный военный описал сотрудника так: «очень молодой человек», который «с очень большим недовольством [отнесся] к участникам СВО и подаркам».
«Данный гражданин в армии не служил, не женат, — передавали возмущение пассажира в посте. — Как можно ставить таких людей на руководящие должности? Тем более в таких условиях, где каждый руководитель должен быть патриотом Государства!!!».
Спор между начальником поезда и военным сняла на видео соседка офицера — Z-канал «Лаврентий Павлович» прикрепил его к посту. На нем видно только начальника поезда Матвея Шумейко, стоящего в дверях темного купе, — голоса самого военного и заступившейся за него попутчицы слышны за кадром.
«Вот коробка — я везу подарки для военнослужащих на "специальную военную операцию", — говорит мужчина. — В чем проблема, что эта коробка доедет дотуда?».
Шумейко в ответ объясняет, что, по правилам, пассажир без дополнительной оплаты может провозить багаж, размер которого по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Самой коробки в видео не показали, но она очевидно не только большая, но и очень тяжелая — в какой-то момент соседка военного по купе говорит, что в вагон ее заносили три человека.
— Эта коробка от Александра Дмитриевича Беглова, — подчеркивает пассажир важность груза.
— Ну вы понимаете, что у нас нет никаких привилегий для посылок Беглову, военнослужащим? — отвечает Шумейко.
— Для «специальной военной операции» никаких нет у вас привилегий? — уточняет военный.
— Нет. К сожалению, нет, — говорит начальник поезда.
Шумейко объясняет пассажиру, что он не может пойти на нарушение должностных обязанностей и «допустить, чтобы эта коробка под камерами стояла возле туалета».
«Хорошо, предложите мне, я поставлю в другое место», — вроде соглашается «высокопоставленный офицер». Но когда сотрудник РЖД говорит, что тот может оплатить место в багажном купе и перенести груз туда, военный сначала просит записать данные Шумейко, а потом добавляет, что раньше у него «никогда не было проблем с начальниками поездов», которые относились «абсолютно с пониманием» к подаркам для воюющих в Украине солдат.
— Я повторюсь: вы сейчас следуете пассажиром, без оплаты багажа. Вы везете сверх нормы багаж, — спокойно объясняет сотрудник РЖД.
— Он особый пассажир, молодой человек! — встревает попутчица военного, очевидно она и ведет съемку.
— У нас нет, к сожалению, особой категории [пассажиров], — отвечает Шумейко.
— А у нас есть. В стране у нас есть особые пассажиры, и вы это знаете. Вы должны идти навстречу, — не сдается женщина.
— Может быть, если бы я не был на работе, я бы пошел навстречу. Но, к сожалению, я на работе.
— Значит, есть исключения.
— Нет, к сожалению. Сейчас исключений нет, — повторяет Шумейко.
— У нас в стране есть. Я не знаю, где вы живете… — настаивает пассажирка.
В итоге начальник поезда, все так же не повышая голоса и извиняясь, говорит, что ему придется вызвать наряд полиции, если военный не уберет коробку. «Без оплаты допускается провозить только детские и инвалидные коляски», — добавляет он.
— Ну, считайте, что там инвалидная коляска, — ухватывается пассажирка за возможность добиться поблажки для военного — сам он в спор уже почти не вступает.
— Там не инвалидная коляска.
— А откуда вы знаете?
— Мне только что сказал об этом пассажир, — по-прежнему спокойно отвечает Шумейко.
— Хорошо, он сейчас вам скажет, что там инвалидная коляска — вы можете вот в этом случае ночь дать постоять этой коробке?
Начальник поезда отказывает и объясняет, что его могут уволить за нарушение инструкций. Тогда военный просит сотрудника РЖД помочь ему перенести коробку, но Шумейко отвечает, что не имеет права прикасаться к багажу пассажиров.
Попутчица же решает свалить вину на проводницу, которая изначально запустила в вагон военных с таким грузом: «Она допустила эту коробку в вагон! Значит, пусть она и тащит теперь! Или вы своими силами несите! Это ваша ошибка! Ваше упущение!».
— Вот вы сейчас уже переобулись и говорите по-другому, — начинает терять дружелюбный тон начальник поезда.
— Почему я переобулась?
— Что за такие слова: переобулась? — встревает военный.
Несмотря на то, что Шумейко несколько раз сказал, что правила запрещают ему прикасаться к коробке, мужчина повторяет, что перенесет ее, только если ему помогут. «Вы вообще в этом государстве живете? Или вы…я не могу понять?», — недоумевает военный.
— Ваши предложения! — снова спрашивает попутчица офицера.
— Мои предложения — чтобы силами пассажира эта коробка убралась оттуда, — отрезает начальник поезда.
— Я не подниму! — говорит военный.
— Он один! — возмущается пассажирка.
— Молодой человек, я повторюсь: мы не можем к вашему багажу прикасаться!
— Бля, тупик! — восклицает хозяин коробки.
Соседка «высокопоставленного офицера» начинает смеяться: «Не, это надо выложить! Это точно надо выложить».
Чем закончился спор между Шумейко и неназванным «высокопоставленным офицером», стало известно спустя несколько дней из нового поста того же телеграм-канала.
3 ноября автор сообщил, что «через минут 15 пререканий, начальник поезда ретировался, и больше не появлялся». По всей видимости, военному все же не пришлось оплачивать дополнительный багаж, и он так и доехал до места назначения в тамбуре. Кроме того, как утверждается в посте, руководство РЖД «принесло официальные извинения нашему военнослужащему за конфликт с начальником поезда». А вот самого Шумейко наказали.
«Руководство РЖД обратилось к офицеру с официальными извинениями, объявив о том, что начальник поезда будет дисциплинарно наказан, а также сообщили, что для своих сотрудников разработают инструкцию о помощи участникам проведения СВО. Также просили удалить материал с тг-канала», — уверяет автор.
Со ссылкой на некий «источник» он сообщает, что начальник поезда «получил повестку в военный комиссариат и будет направлен в зону проведения СВО».
Информацию о том, что за конфликт с пассажиром пришлось расплачиваться начальнику поезда, подтвердила «Медиазоне» коллега Матвея Шумейко, попросившая об анонимности. По ее словам, после конфликта с участником «СВО» Шумейко сняли с должности начальника поезда — сейчас он работает проводником. При этом руководство «Федеральной пассажирской компании» и вовсе попыталось уволить сотрудника.
«Вызвали на ковер, в очень грубой форме отчихвостили его за, по факту, прямое исполнение должностной инструкции, — недоумевает она. — Знаю, что на него наорали, а начальник отдела обслуживания пассажиров в северо-западном филиале "ФПК" издал приказ о том, чтобы Шумейко уволили. Но начальник вагонного участка — это структурное подразделение, которое подчиняется филиалу — этот приказ проигнорировал. Он такой: "У нас и так нет людей, идите, пожалуйста, лесом со своими приказами"».
Собеседница «Медиазоны» рассказывает, что участок «Петербург-Московский» «на тысячу вагонов, и людей там практически нет», поэтому местное руководство и вступилось за сотрудника. «Там стандартный недобор кадров — примерно 40 процентов, поэтому за людей держатся», — говорит она.
Кроме того, на Шумейко и его бригаду раньше не поступали жалобы, и он «очень хороший начальник поезда», говорит сотрудница.
«Он правда, очень старается, — настаивает она. — И свою поездную бригаду он собирал, можно сказать, по крупицам».
Начальник отдела обслуживания пассажиров северо-западного филиала ФПК Ринат Аюпов — по словам коллеги Матвея Шумейко, именно он пытался уволить молодого начальника поезда — не ответил на сообщение корреспондентки «Медиазоны» и заблокировал ее аккаунт в телеграме.
Матвей Шумейко действительно очень молод, ему всего 21 год. Судя по соцсетям, он давно увлечен железной дорогой: Шумейко окончил техникум железнодорожного транспорта, а сейчас учится на заочном отделении в университете путей сообщения в Петербурге. Комментировать инцидент с военным и отвечать на вопрос, вручали ли ему повестку в военкомат, как писал Z-канал, молодой человек тоже не стал.
«Скорее всего, это была пугалка такая, — рассуждает об информации про повестку коллега Шумейко. — У ФПК для мужчин есть бронь от армии».
«Ситуации с военными всегда достаточно острые», отмечает сотрудница РЖД.
«Правила одни на всех, но "эсвэошники" всегда чувствуют себя выше правил, — усмехается она. — Я недавно и сама ехала в одном купе с "эсвэошником", и он рассказывал, что пришел в театр требовать бесплатный билет, потому что "он за них воюет". В Мариинку, если я правильно помню. И ведь дали!»
Редактор: Анна Павлова
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке